Член правления Фонда им. И.Н. Инзова, руководитель сектора содействия охране и сбережению памятников культурно-исторического наследия.
Родился 12.08.1945 г. в г. Болграде. По окончании школы поступил в Измаильский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства , получил специальность – техник-механик. В 1977 году окончил Одесский инженерно-строительный институт, факультет ПГС. В 1989-1990 гг. избран начальником межколхозстроя. С 1990 по 2005 года работал начальником отдела строительства и архитектуры, затем главным архитектором Болградской райгосадминистрации . С 2005 года на заслуженном отдыхе.
Визитная карточка Южной Бессарабии
«В царствование благочестивейшего самодержавнейшего великого государя-императора Александра Павловича всея Руси сооружен храм сей иждивением всех обществ задунайских переселенцев в память выхода их из турецкого владения под Российскую державу и освящен преосвященным Дмитрием архиепископом Кишиневским и Хотинским и кавалером в течение 15, 16 и 17 октября 1838 года»
Эта надпись выбита на мраморной плите, закрепленной у входа в Трехпрестольный кафедральный собор Преображения господня, иными словами – Преображенского собора города Болграда, который возвышается среди буджакских степей, созывая к себе звоном колоколов и осеняя трехметровым крестом жителей города и близлежащих поселений, которые и сегодня, как и много лет тому назад их предки, идут под своды храма, чтобы поделиться своими радостями и печалями, планами на будущее и надеждами.
Сохранились интересные факты из истории строительства храма, которые говорят о многом, и в первую очередь – о наших с вами предках, пришедших сюда давным-давно и освоивших эти дикие земли, которые во времена Екатерины П на географических картах были обозначены как «Дикое поле».
В начале девятнадцатого века из-за Дуная, из Болгарии, гонимые турками, идут переселенцы и оседают на буджакских землях. Российское правительство наделило болгар-колонистов льготами, землей, деньгами, и ни одна болгарская семья не была обделена вниманием. А в 1818 году сам император Александр Павлович посетил область, где проживали новые подданные Российской империи, и остался очень доволен трудолюбием и силой духа болгар. А годом позже, 29 декабря 1819 года, подписал Указ о предоставлении земли бессарабским болгарам на вечное пользование. Управляющий болгарскими колониями майор С.Н. Малевинский созвал с каждой колонии по два представителя, зачитал им этот Указ и вручил его болгарам. Можно только себе представить, как на них подействовало содержание документа! Радостные крики поднялись над центральной площадью города, радость болгар переросла в единодушное решение: на месте, где они получили царский Указ, воздвигнуть величественный кафедральный храм.
В 1821 году был утвержден план застройки города Болграда как официального центра управления болгарских общин. Предусматривалось в плане и строительство на центральной площади собора, к которому должны были вести длинные, прямые и хорошо спланированные улицы. Старшинами Болградской околии (округа) решено было строить собор на собранные у болгар-колонистов пожертвования. В качестве рабочей силы были те же болгары-колонисты из всех сел Болградской околии, так как 12 сентября они решили: каждый совершеннолетний и трудоспособный болгарин-колонист в Бессарабии должен отработать в пользу строительства храма десять дней.
Попечитель Задунайских переселенцев Михаил Будков, получивший распоряжение И.Н. Инзова « озаботится составлением нужного для первоначальных работ материалов», 25 января 1833 года отдал распоряжения Болградскому сельскому приказу о сборе камня. Камень должны свезти на главную площадь, где выложить его саженями и приготовить к использованию. Каменоломни же находились в шестидесяти километрах от места строительства. Но именно тот камень и был определен как пригодный для строительства храма, и расстояния в этом вопросе уже не играли никакой роли. Лишь после того, как общины решили, что необходимый материал и денежные средства для начала строительства в должной мере собраны, было объявлено о начале воздвижения храма.
Летом 1833 года Старший протоиерей болгарского водворения Василий Пурешкевич представил проект храма на утверждение архиепископу Кишиневскому и Хотинскому Преосвященному Дмитрию (Сулимее). Владыка проект одобрил, благословил начало работ.
23 июня (6 июля) 1833 года при большом стечении народа – жителей Болграда и окрестных сел, в присутствии генерала И.Н. Инзова был заложен первый камень Преображенского собора, место церкви и сама закладка были освящены. Началось великое строительство, которое длилось более 5 лет. В строительстве участвовали десять тысяч болгар-колонистов. Материалом для возведения стен послужил известняк и бутовый камень, завозимый из карьеров, находящихся вблизи города, а так же из селений Давлет Агач и Ташбунар. Для приготовления раствора использовали хорошо выдержанную гашеную известь, алебастр и песок с озера Ялпуг. В Москве, Туле и других городах Российской империи были закуплены ажурные металлические решетки на окна, фольга, разноцветное стекло, кресты, разная церковная утварь. Многие иконы и предметы церковной утвари были подарены храму пожертвователями. Многие болгары совершали паломничество по Святым местам и там приобретали необходимое для собора. Некоторые иконы для храма были подарены афонскими монахами.
Для работ по украшению и росписи собора были приглашены самые лучшие мастера – художники и оформители.
К концу 1837 года на обширной площади Болграда взметнулись вверх стены величавого храма – строительство было завершено. Началась подготовка к освящению.
И вот 15 октября 1838 года, через пять лет после начала строительства, собор святого Преображения Господня был готов к освящению, которое и осуществил архиепископ Кишиневский и Хотинский Дмитрий в присутствии архиепископа армянского Нерсеса и иных духовных лиц, генерала Инзова и мирян из 85 сел Бессарабии, в которых проживали болгары. Тогда же архиепископ Кишиневский и Хотинский предрек освобождение Болгарии от османского ига. Российское правительство на строительство храма не выделило ни одного рубля, но по окончании строительства император Александр I подарил собору двенадцать колоколов различных звонов, что являло собой очень дорогой подарок.
Торжества по освещению продолжались три дня. Все были счастливы тем, что величественный кафедральный собор, построенный как уменьшиная копия Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге по проекту архитектора де Монферана, является творением рук болгар южно-российских земель – народа трудолюбивого и гордого. Следует еще добавить, что на строительство 33 метрового храма колонистами было собрано более пятисот тысяч рублей, что по тем временам являлось астрономической суммой.
Протоиерей Иван Степанов в своих воспоминаниях пишет, что собор вмещал в себя до 3000 богомольцев и далее продолжает: «по красоте не имеет равного себе не только в бессарабской области, но в целом на юге России. В нем сохранены художественно выписанные старинные иконы и имеет 3 алтаря. При величественной архитектуре он отличается очень хорошим резонансом, которые предают службе и пению великолепие, художественность и красоту.»
После освящения собора работа по благоустройству и украшению не прекращалась. Горожане уже давно привыкли к замечательным стенописям Спасо-Преображенского собора, а меж тем они были выполнены уже в 20 веке.А до этого храм к освящению был начисто выбелен. В 1912-1914 годах художник И. Пискарев выполнил роспись собора в стиле модерн. Роспись собора осуществлялась по эскизам художников Нестерова и Васнецова. Храмовая роспись – копия росписи Владимирского собора в городе Киеве. Разницу составляет то, что там на золотом фоне, а в Болграде – на голубом. Позже, в конце двадцатых годов были внесены некоторые изменения в существующую роспись: четыре евангелиста «на парусах» списаны с Кишиневского кафедрального собора бессарабским художником Райляну.
Великолепие архитектуры, роспись и убранство создали из храма символ города Болграда. В его алтаре сохранялся ценнейший для переселенцев документ – Указ императора Александра I о предоставлении болгарским колонистам прав.
Почему Преображения Господня? Так было задумано первоначально самими болгарами. Это означало изменение их жизни, быта. Это означало освобождение от турецкого ига…
Проходит год за годом, но так же, как и раньше плывут над буджакскими землями колокольные звоны: в память ушедших, на радость живущим. Все тем же связующим звеном поколений остается стремящийся ввысь православный Крест храма да разливающийся окрест волнующий сердце перезвон колоколов…
Приглашаем к сотрудничеству всех, кого заинтересовал наш проект.
Предложения, замечания, идеи, материалы к публикации просим приносить или присылать в редакцию журнала по адресу: