Сахаров Сергей Алексеевич
Соучредитель Фонда им. И.Н.Инзова, член правления Фонда поддержки предпринимательства
|
«Остров» Бессарабия
Сергей Сахаров
В начале февраля в Измаиле состоялся весьма интересный обмен мнениями за круглым столом под символическим названием «Многоликая Бессарабия». Один из самых интересных докладов на нем сделала доцент Одесского национального университета им. Мечникова Светлана Коч, которая сравнила Бессарабию с неким подобием «острова». Но «острова» не изолированного, а находящегося на пересечении торговых путей и культур. Территория междуречья Днестра и Дуная, опирается своим основанием на черноморский берег и служит с незапамятных времен площадкой соприкосновения этносов и религий. Особый статус этого края и сложившаяся за последние два века культура добрососедства вызывают живейший интерес у исследователей и журналистов, особенно в современный период. Мы, живущие здесь постоянно, наверное, не можем объективно оценить в полной мере этого явления. И уж точно не извлекаем из своего положения возможной пользы.
Как не вспомнить при этом о деятельности легендарного для истории Бессарабии человека, Ивана Никитича Инзова, благодарная память о котором разом усмиряет все споры, лишь при упоминании его имени. Однако не всё нам вести речь о славном прошлом. Каковы перспективы современного и будущего нашего «острова»?
Попробуем представить себе, каков мог бы быть взгляд Инзова на проблемы и вызовы, стоящие сегодня перед Бессарабией. И прежде всего, увидим что территория, сменившая за последние сто лет четыре юрисдикции, не растеряла своего потенциала миролюбия и добрососедства. Вот только используем ли мы, этот драгоценный потенциал? И следует признать, под бдительным отеческим взглядом Ивана Никитича, что далеко не в полной мере.
Попытаемся разобраться, могла ли современная жизнь в Бессарабии, более полно соответствовать возможностям, как территории, так и живущих на ней «островитян». Что мешало, и/или продолжает мешать реализации этих возможностей?
Выскажем, возможно, спорную, но вполне допустимую мысль, служащую, к тому же, подтверждением теории что недостатки являются продолжением достоинств.
Итак, сама территория нашего «острова». Тучные, плодородные земли, благоволящие земледельцам. Много солнца, большой вегетативный период и мягкие зимы. Но, зато мало дождей и вообще воды. И как же изменилась эта ситуация после Инзова?
Нет, уменьшить количество солнечных дней люди, конечно, не могли. Но вот качество земли в результате ее эксплуатации, стало явно хуже. А те небольшие речки и немногочисленные природные водоемы, что радовали глаз в прошлом, либо совсем пересохли, либо стали сточными канавами, как, например, Карасулак или Мынзул.
Как снова не вспомнить в этой связи генерала-попечителя, среди многих добрых и масштабных дел которого было его бессменное председательство с 1820 по 1843 годы в Помологическом комитете (помология – наука о разведении и районировании садовых и ягодных растений). Этому своему детищу, помимо основной деятельности, он отдавал много сил и времени. Благодаря Ивану Никитичу помологическая деятельность не только в Бессарабии, но и во всем Новороссийском крае, пользовалась большим вниманием и помощью властей на местах. За почти четверть века садоводство и виноградарство настолько укоренились здесь, что потребовалась даже подготовка профессиональных садоводов и виноградарей в специальном училище. Сохранению и приумножению в бедном источниками воды крае, рек, ручьев и водоемов, наместник Бессарабии постоянно оказывал содействие и, как принято сейчас выражаться, привлекал внутренних и внешних инвесторов.
Разумеется, пришли иные времена, выросло население, и возросла нагрузка на природу, но ведь усовершенствовались и природоохранные методы, а также технологии рекультивации земель. И признаемся себе сами, мы далеко не всё делаем для сохранения природной среды родного «острова». А если честно – в последние два десятилетия вовсе ничего не делаем.
Другой краеугольный камень, положенный в фундамент здания Бессарабии – это ее люди. Много сказано и написано о многонациональном и пестром народе, населяющим междуречье Днестра и Дуная. Неизменное трудолюбие, веротерпимость и гостеприимство, добрососедская взаимовыручка и стойкость при невзгодах – все это неотъемлемые качества, населяющих «остров» этносов. Мало того, «плавильный котел народов», в который превратилась под попечительством Инзова Бессарабия, стал подлинным «университетом» по передаче этнического опыта от культуры земледелия и строительства до кулинарии.
Любовно опекая поселенцев всего Новороссийского края и, особенно Бессарабии генерал-попечитель неустанно создавал условия для успешной хозяйственной деятельности колонистов, сохранению их идентичности, вероисповеданий и национальных традиций. Внедряя на практике свои взгляды и убеждения на управление общественными и хозяйственными процессами, Иван Никитич делал ставку на свободные и, по возможности, равные условия существования для колонистов. Генералу, безусловно, удалось поддержать их природную предприимчивость и инициативу. При этом он, если можно так выразиться, способствовал созданию «тепличных» условий для поселенцев, и, наверное, для отпущенного ему в управление срока наместничества, был прав.
Настольные медали Бессарабии (до 1917 г.)
Однако, на наш взгляд, в силу некоторой инерции и привычки к «отеческой опеке», а также из-за разноплеменного состава населения и по причине практического отсутствия среди поселенцев представителей аристократии, в Бессарабии стали тормозить процессы формирования собственного «островного» управленческого класса. Или, как сейчас бы выразились, «элиты». Кроме того, Российская империя, возможно, и не была заинтересована в этом процессе, на фоне готовящегося к реализации «греческого проекта», а затем в ходе русско-турецких конфликтов и Первой мировой войны.
С течением лет сменилась юрисдикция, и румынские власти, в глубине души понимая временность своего присутствия в Бессарабии, силовыми методами подавляли у потомков колонистов даже саму мысль о воспитании собственных управленцев-патриотов. А после Второй мировой войны и новой смены метрополии, Бессарабией снова управляли по имперской традиции царской России, предусматривающей назначение «попечителей» сверху. Да и сами назначенцы в «попечители» всегда были масштабом дарований не ровня Ивану Никитичу. Справедливости ради надо признать, что в советский период многие выходцы из Бессарабии сделали личную управленческую карьеру на республиканском и даже союзном уровнях, неизмеримо вырос образовательный и профессиональный уровень, сформировалась интеллигентная прослойка «островного» общества. Однако, как известно, интеллигенция и управленческая элита – вещи совершенно разные.
В советское время от управленцев на местах требовались: послушание, дисциплина, неуклонное следование линии партии. Эта политика во многом и привела, по нашему мнению, к последующему краху СССР.
Что же касается украинского периода, то он в плане управления, поначалу был слепком с советского отпечатка. Впоследствии, с ростом коммерциализации и последующей олигархизации экономики, а также сопутствующим процессом роста коррупции в государстве, пассионарная часть «островитян», вместо реализации себя в демократическом процессе, ринулась в пучину «деловой» жизни со всеми вытекающими последствиями. Конечно, нельзя не упомянуть и о «пламенных» 90-х годах, когда различные общественно полезные (а чаще вредные) идеи будоражили воспаленные умы не только жителям Бессарабии. Однако носителями этих идей, как правило, были представители интеллигенции, которые, без опыта управления, не могли «потянуть» выполнения задач реформирования общества в постсоветский период.
В итоге современное местное самоуправление и госорганы на местах, оказались встроены в систему, где инициатива не поощряется. А где нет инициативы, там не будет подлинных реформ и прогресса. Вот удивился бы Иван Никитич, узнав, что некогда опекаемый им край, давно стал дотационным.
Отчасти, и лишь в локальном варианте, местный бессарабский управленческий опыт завершился результативно (?) только в Гагаузии.
Подводя итог нашим размышлениям (не претендующим не только на истину, но даже и на теорию), осмелимся всё же высказать следующее предположение.
История Бессарабии могла сложиться намного результативнее, если бы параллельно с решением комплекса проблем освоения территории, колонистами в их новом отечестве была сформирована своя патриотическая управленческая элита. Знающие и любящие свой край управленцы, поддерживаемые своим трудолюбивым, воспитанным в добрососедстве народом, могли бы реализовать потенциал «острова» Бессарабия на порядок выше нынешнего.
P.S. В последнее время участились «наезды» на жителей Бессарабии за их якобы врожденный «сепаратизм». Борзописцы в СМИ и недобросовестные чиновники раздают эти оценки ни мало не заботясь о подлинном положении вещей и желая заслужить одобрение за «бдительность». Наша позиция заключается в том, что стратегия развития территории, не может быть осмыслена, сформулирована и реализована без инициативного и ответственного участия региональной элиты, работающей в партнерстве с элитой государства. Регионы, на наш взгляд, вполне могут быть в здоровой и конструктивной оппозиции к центру, что будет способствовать выработке центром взвешенной политики управления страной. Может быть, такой взгляд тоже считается «сепаратизмом»?
Сергей Сахаров
17 февраля 2015 г. Болград
|
|